Законы композиции


Законы – это правила, по которым строится композиция, которые работают не одно столетие и суть их практически не меняется со временем. Соблюдение законов определяет правильную реакцию зрителя на композицию, в соответствии с замыслом автора. Знает зритель или не знает эти законы – не важно, законы всё равно работают. Надо отметить, что четкой границы между законами, правилами и приёмами не существует, поэтому в разных источниках Вы найдете разное количество законов, и наиболее важными из них будут первые три закона, без которых композиции просто не случится.

Единство и целостность

Этот закон вытекает из самого определения композиции: элементы композиции создают образ – нечто большее, чем просто набор элементов. Элементы не воспринимаются отдельными частями изображения. Если убрать один из значимых элементов – потеряется (либо будет менее понятным) образ. Если зритель не сложил элементы в образ, то нет и композиции. Ниже примеры:

  1. Стул без ножки. Перед столяром стояла задача сделать обычный стул, а там, где должна быть ножка, её не оказалось. Как Вы оправдаетесь? «Да, Вы меня просили сделать стул, но я тут подумал, что Вам больше подойдет стул без ножки, и вот результат – пользуйтесь!». Давайте переведем этот пример на язык композиции: детали стула – это элементы композиции, в разобранном виде стул – это деревянные бруски, дощечки и несколько шурупов неопределенного назначения, всё это нельзя назвать стулом. Стул возникает только в случае, если все детали правильно соединить (собрать), тогда мы достигнем единства и целостности. Отмечу на всякий случай, стул без ножки имеет право на существование, если композиция так и задумывалась – «Стул без ножки».
  2. Составьте из букв слово и уберите из слова одну букву. Появилось чувство незавершенности?

Закон подчиненности

Вытекает из закона единства и целостности – все элементы композиции должны работать на образ, его усиливать, быть ему подчинены, не должно быть лишних элементов.

Зачем кобыле пятая нога? Если у нас уже сложился необходимый образ, то в чем назначение дополнительного элемента? На этот вопрос зритель будет искать ответ, и если не найдет, то будет разочарован.

  1. «Вы меня попросили изготовить стул, я его сделал, но взял на себя ответственность и потратил еще немного Ваших денег, чтобы изготовить ножку для табуретки. У Вас есть дома табуретки?».
  2. Составляем из букв слово и добавляем к нему лишнюю букву – зритель увидит ошибку (или слово изменит значение).

Надо сказать, что эти два закона настолько устойчиво сидят в нашем подсознании, что на их несоблюдении проще всего спекулировать вниманием зрителя. Первой реакцией, конечно же, будет возмущение и поиск недостающего элемента (или поиск предназначения лишнего элемента). Но затем зритель должен непременно найти ответ на свой вопрос. При этом «несовершенная» композиция, увиденная на первый взгляд, имеет один смысл, а при внимательном рассмотрении приобретает уже другое значение.

Думаю, что этот пример можно представить себе, как в жизни, так и на фотографии. Клиент заказал себе стул, приходит его забрать в деревообрабатывающий цех и видит, что (на переднем плане) стоит стул и у него не хватает одной ножки. Клиент переключает свое внимание на задний план, где за столом обедают работники цеха и видит, что у стола сломана ножка и работники подставили вместо неё ножку от его стула. Произошел переход от, казалось бы, незавершенной композиции к завершенной. Ещё пример: «Купите стул и получите пятую ножку в подарок!» Представили себе рекламную фотографию? У Вас наверняка поднимется настроение от абсурдности такого подарка, Вы ради смеха поделитесь с друзьями этой «акцией», друзья перешлют своим друзьям и (в идеале) мы получим вирусную рекламу, много потенциальных покупателей узнают об этой фабрике. Композиция воспринимается, как забавная картинка, а оказывается вирусной рекламой.

Закон контрастов

Суть каждого элемента проявляется и усиливается в паре со своей противоположностью: нет света без тени, большого без маленького, нет богатства без бедности, радости без грусти и т.д.

Если первые два закона говорят в основном о наличии элементов композиции, то закон контрастов регулирует их проявление, значимость и взаимодействие между собой.

Контраст – это разница между характеристиками элементов композиции, чем больше разница, тем выше контраст. Разница в яркости, в размерах, в форме, в смысловом значении, в чём угодно.

Пример из жизни: если в торт положить слишком мало сахара, то может показаться, что его нет – отсутствует проявление одного из элементов композиции. Если сахара слишком много, то Вы не чувствуете ничего, кроме сахара, теряется значимость остальных компонентов. Если коржи и крем перемешать в однородную массу, то коржи уже не будут такими хрустящими, а крем таким сладким – мы изменили взаимодействие между этими элементами. Следовательно, нарушая гармонию контраста, мы можем потерять суть элементов композиции и композиции в целом.

В фотографии в первую очередь важен светотеневой контраст, как минимум для того, чтобы зритель мог комфортно рассмотреть все элементы композиции. Значимые элементы не должны сливаться друг с другом, должны выделяться, в то время как лишние элементы с помощью низкого контраста могут быть скрыты от зрителя. Контраст будет прослеживаться практически во всех композиционных приемах во всем своем многообразии, и мы ещё не раз к нему вернемся.

Закон равновесия

Все элементы должны быть уравновешены. Если правая и левая часть фотографии в Вашем представлении «весят» одинаково, не хочется ничего наклонить, сдвинуть, обрезать или добавить – значит все в порядке. Все подробности в разделе «Визуальный вес и равновесие».

Примером того, что Вы подсознательно пытаетесь уравновесить ещё не сделанный кадр, является непроизвольный наклон камеры, так называемый «заваленный горизонт». В этом случае разумнее всего будет перестроить элементы композиции.

Закон новизны

Суть творчества в том, чтобы создавать чего-то новое, а не «цитировать» старое. Но, чем больше новизны, тем менее понятным будет содержание Вашей работы зрителю. 

Несмотря на то, что каждый день в мире создаются десятки миллиардов фотографий, не переживайте, Ваши шансы достаточно высоки!

Давайте пока ограничимся этими пятью законами. 

Мы все умеем создавать композицию из понятных нам вещей: из нескольких букв Вы с легкостью составите слово, у которого появится смысл, а связав слова в предложение, Вы получите уже более конкретный смысл, Вас будет легче понять. А теперь задумайтесь, сколько времени Вы учились, прежде чем буквы Вам стали понятны, прежде чем Вам стали понятными значения слов, прежде чем Вы научились грамотно строить предложения? Годы, верно? И вряд ли каждый из нас может похвастаться тем, что он мастер красноречия. 

«Возьмите в руки камеру, включите, наведите на объект съёмки и нажмите на кнопочку. Камера сделает всё сама» – именно так представляет себе создание шедевра обыватель. И, глядя со стороны, в действительности так оно и есть, если не принимать во внимание работу, которую выполнил фотограф до того, как сделал снимок.

Зачем вообще нужна композиция, зачем об этом думать, неужели без неё не обойтись? Не обойтись, это язык общения со зрителем. В любом случае Вы будете её создавать на своих фотографиях, знаете Вы об этом или нет. Но, если провести аналогию с буквами и словами, то без знаний композиции Вам придется вслепую пройти долгий путь от слов с ошибками и первых нелепых фраз до более-менее внятных предложений. А с пониманием композиции Вы будете видеть свои ошибки, и будете знать, как их исправить – это ускорит Ваш творческий рост.

Каким образом зритель воспринимает фотографию?

В общем случае зритель находит на фотографии элементы, похожие на буквы и слова и, благодаря Вашим подсказкам, складывает из букв слова, а из слов - предложение, обобщает увиденное и в результате получает какой-то смысл, образ или эмоцию, если увиденное он затрудняется описать словами. И в этот момент возникает реакция зрителя - по большому счёту это то, ради чего Вы и создавали свою фотографию.

Прежде, чем перейдём к приёмам композиции, давайте закрепим изученный материал небольшим тестом.